«Мастер и Маргарита», 1972 г

Режиссёр: Александр Пéтрович

Страна: Югославия — Италия
Оригинальное название: Il Maestro e Margherita/ The Master and Margaret
Продолжительность: 90 минут
Композитор: Эннио Морриконе

В ролях: Уго Тоньяцци, Мимзи Фармер, Ален Кюни, Велимир «Бата» Живойинович, Павле Вуйисич, Фабиян Шовагович, Любивое Тадич, Таско Начич, Златко Мадунич, Евген Вербер, Данило «Бата» Стойкович, Янез Врховец, Васа Пантелич, Александр Джурич, Ева Рас, Бранка Веселинович, Фахро Кониходзич, Сандор Медве, Бранко Плеша, Бранислав Джеринич

«Мастер и Маргарита», 1972 г
Режиссёр: Александр Пéтрович

Фильм «Мастер и Маргарита» известного сербского режиссёра Александра Пéтровича когда-то стал настоящим событием мирового кинематографа, но даже сегодня остаётся почти неизвестным российскому зрителю. Музыка Эннио Морриконе, великолепная игра вполне звездного состава. Тем не менее, до сих пор ему уделяется слишком мало внимания, и даже не каждый потенциальный зритель и ценитель творчества Булгакова знает о существовании данного фильма.

Работа Пéтровича отличается от сюжета романа. Фильм представляет собой своеобразный симбиоз «Театрального романа» и версией романа, напечатанной в 1966-том году в журнале «Москва».


Режиссёр ставил целью не просто перенести роман на киноплёнку, а пытался переосмыслить его. Фильм был принят неприязненно многими поклонниками творчества Булгакова: Маргарита — «не такая», Мастер — «не такой», многое и многое — «не такое». Даже прекрасная музыка Эннио Морриконе вызвала гневные нарекания. Однако, даже самые яростные критики фильма вынуждены были признать ряд присутствующих в ней положительных моментов: удивительно «такой» оказалась Москва 30-х годов (снятая в Сербии, в Белграде), причём зимняя Москва, а не летняя, как в романе. Передать атмосферу Москвы 30-х годов Пéтровичу удалось лучше, чем кому бы то ни было в мировом кино. Удивительным образом авторам фильма удалось передать и другую атмосферу Москвы тех лет, — атмосферу несвободы, в которой невозможно ни жить, ни творить талантливому человеку. Режиссёр пытается развить идею несвободы автора в социалистической стране, актуальную для самого Булгакова.

Восхитительная Маргарита (Мимзи Фармер), которая не совсем попадает под булгаковское описание, но образ её великолепен. Замечательная игра актёра в образе Мастера (Уго Тоньяцци). Воланд (Алан Кюни) не то что неплох, это великолепная, почти достоверная реализация.

Интересные факты


  • На заднем плане в фильме видны некоторые афиши, висящие в это время на улицах Москвы. Например, название фильма «Еврейское счастье», 1925 г.
  • За кадром как бы голосом Мастера зачитывается, не совсем дословно, текст известного письма Михаила Булгакова Иосифу Сталину.
  • В фильме использована песня Булата Окуджавы.
  • Много церковного песнопения.

Награды


  • Международный кинофестиваль в Чикаго (Chicago International Film Festival), 1973 г. Награда в категории «Лучший фильм» (Александр Пéтрович).
  • Международный кинофестиваль в г. Пула (Хорватия), 1972 г.:
    – кинопремия «Золотая арена»: Лучшему актёру (Велимир «Бата» Живойинович)
    – кинопремия «Золотая арена»: Лучшему режиссёру (Александр Пéтрович)


Понравилась запись? Поделитесь ею!


Рекомендуемые записки.

Privacy Preference Center