8 иллюстраций к роману «Мастер и Маргарита»
Все иллюстрации переданы мне лично Теймуразом Самсонидзе и публикуются с его разрешения. Комментарии автора.
«Кот Бегемот»
— Роман «Мастер и Маргарита» я читал два раза, второй раз в 2007 году. Третий раз хотел прочитать, но боялся, так как испытал сильный мистический контакт с героями романа, во время создания иллюстраций в том же году. Роман произвел сильнейшее впечатление и радостное волнение в душе. Об этом можно говорить бесконечно много.
Первый раз прочитал его в юности, примерно в 1998 году. И больше всего тогда на меня произвело впечатление описание кота Бегемота — мне показалось, что я и сам — кот Бегемот, так ярко и таинственно описал его мастер. Особенно запомнилось, как необычно уходил от героя романа кот Бегемот, «проваливаясь» в разные закоулочки, словно шёл вне времени и пространства.
Временами мне казалось, что я рисую самого себя. Так органично и плавно «влился» этот персонаж Булгакова в моё воображение.
Сделал акцент на его таинственности, некой мифической призрачности, о чём свидетельствуют временами как бы «выплывающие», а временами «расплывающиеся», почти «теряющиеся» контуры его фигуры и городского окружения… Он как бы «выходит», а скорее, выглядывает на нас из картины, мысленно здороваясь с нашим воображением, и уносит нас с вами в непостижимый мир булгаковских фантазий.
Он и приветлив, и вальяжен,
Он — рыцарь Света, но и Тьмы.
И звук трубы его протяжен;
Он — Кото-бегемот с Луны…
Мой кот очеловечен: лацканы играют и причудливо переливаются на солнце, усы — взъерошены, а глаза то ли щурятся, то ли «подмигивают», — в них и остроумие, и лукавство как-то тонко переплетены; весь его образ и комичен, и артистичен, и задумчив, и, вместе с тем — необычайно сосредоточен.
Временами даже кажется, что он прыгнет на нас. Однако потом мы понимаем, что он всего лишь «притаился» для прыжка.
«Гелла»
— Когда я читал роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», образ Геллы как-то очень четко врезался в мой мозг.
Поначалу это были расплывчатые очертания, но очень быстро они обрели плоть. Образ Геллы как бы выплывает из Ада, поэтому за её головой сразу виден огонь. Она — часть Того мира, поэтому здесь, среди нас, она особенно страшна. Огонь ласкает её волосы пунцовым пламенем, а глаза наполнены яростным блеском. Цвета переливаются всеми цветами ожившего Ада, поэтому они трагические, но вместе с тем и романтические. Из всех героев романа её портрет наиболее динамичен.
«Гелла вторая»
— У меня получилось две Геллы. Гелла вторая — более женственная, даже гламурная. Здесь больше акцента на ней самой, чем на её адской сути. Страх составляет спрятавшийся сзади, как призрак, Мастер (а точнее, его голова). Это образное выражение не случайно. Оно о чём-то нам говорит.
Сама же Гелла наблюдает как бы краем глаза, остальная же часть лица — в тени.
Образ и нарядный по цветам, и вместе с тем таинственный…
«Берлиоз»
— Отрезанная голова Берлиоза. И хотя она находится в состоянии покоя, в ней наблюдается явная динамика. Об этом свидетельствуют печальные, «уносящиеся в даль» глаза, перед которыми проносится целая Вечность. Сзади же уже бегут взволнованные люди, для которых мир его уже кончился, а голова просто отлетела на мостовую.
Последнюю мысль мы «ловим» в его голове, где навсегда уносится «Луна Смерти»…
«Воланд»
— Когда изображал Воланда, князя Тьмы, то решил сделать его вечно молодым. Ведь такой персонаж не имеет возраста и границ. Следуя описанию самого автора, я придал Воланду специфический характер: лихо заломленный на одно ухо берет; выразительные, глубокие глаза, искрящиеся «тёмным» светом (один глаз — бездонно-чёрный, другой почему-то зелёный), остроумную полуулыбку и прячущуюся тайну в уголках губ. Он — вежливый и вместе с тем, необычайно сильный и непостижимый, как сама Вечность. Хотя и имеет внешность обычного интуриста.
«Маргарита»
— Рисовал лицо Маргариты и сам пришел в её сказочное настроение. Сердце моё как будто озарилось всеми лучами её души. Отсюда — много розовых, безудержно-пунцовых, гранатово-красных и вишневых оттенков!..
Как будто все цвета радуги одновременно «заиграли на её лице». Маргарита — романтична и таинственна. Поэтому тени на её лице столь «живые» и непостижимые. Они прячутся и в уголках губ, и в уголках глаз… (и имеют интересный холодноватый оттенок в отличие от тёплого света). Нос чуточку вздёрнутый, игривый, подбородок круглый и непринуждённый. Глаза у Маргариты очень женственные и красивые. В них передана необыкновенная легкость.
Она готова к полёту. И, наконец-то, свободна… свободна от всего!
«Коровьев»
— Как будто бы он только что вышел из Ада и предстал перед нами во всей своей красе: маленькие злые глазки, яростно блестящие потусторонним блеском из-под прозрачного пенсне, усики-«перышки» и слишком удлиненное, как-то по-особенному «призрачное» лицо.
Франтоват, щегольски одет в картуз и клетчатый же пиджачок разнообразных вибрирующих оттенков. Часть его как будто выплывает, а другая часть уплывает от нас…
«Азазелло»
— Потусторонний, крайне мистический образ. Он — посланец Тьмы, и поэтому желто-зеленая гамма его портрета несколько безумна. На его фиолетово-синем, мерцающем костюме как бы играет бал Сатана. А бабочка здесь задаёт особый акцент: на ней сосредоточены Крики Зла (образно). На лице же играют всевозможные блики, олицетворяющие демонические страсти. Сам Бал зашёл в каждую часть его лица, размножившись во всевозможных чертах.
Он — призрак, он — оживший Ужас.
И, освещённый пламенной Луной, приглашает нас в мир иной…
Знакомство с Теймуразом Самсонидзе
Моё интервью с Теймуразом Самсонидзе, май 2014 года.
— Родился в 1978 году. Потомственный художник культурной петербургской семьи, выпускник Санкт-Петербургского института Московской государственной академии печати (2002 г.) по специальности «художник-график» и «дизайнер-оформитель».
Работа
В настоящее время Теймураз Самсонидзе преподаёт в Доме детского творчества. Имеет много поощрительных грамот. C 2004 г. — член Союза Художников России, секция «Графика».
Участник 3-х персональных выставок:
- Государственная публичная библиотека России: наименование «Живописно-графические произведения художника»;
- завод «Красный Выборжец»: наименование «Ассамблея искусств»;
- библиотека №5 Кировских островов: наименование «Второй мир».
Участник 23-х тематических и творческих выставок в залах Союза Художников (в частности, 3-х выставок, посвященных Блокаде, ВОВ, Андреевскому флагу, 2-х международных выставок «От авангарда до наших дней» из серии «Надежда», выставкики «Петербургская пастель» (проект «Европастель»), международной выставки «1 Биеннале-пастель») и Манежа (выставкака «Художники-анималисты», международная в-ка «2 Биеннале-графика»).
Участник всероссийской художественной выставки к 250-летию Российской академии художеств «Молодые художники России» (Москва).
Является первым из участников-создателей композиции из расписных деревянных лошадок со всадниками «Визитная карточка» (работа выполнена маслом).
Художник поставляет свои живописные и графические произведения в городские галереи («Русская Галерея» и т.д.), салоны и отдельным любителям-знатокам искусства, коллекционерам (в том числе зарубежных стран: Франции, Израиля, Америки).
Является также участником конкурсных выставок:
- Конкурс «Ориентиры». Выставка «Формула весны».
- «Интерпресском». Оформление книги.
- «Твой образ, Невская Застава».
Ряд кафе-ресторанов использовали экспозиции работ художника в своих залах («Полиглот», «Смайли»).
Кафе «Сфинкс», «Бейрут1» и «Бейрут2» оформлены художником в качестве росписей-фресок на стенах, а также отдельных картин.
Увлечения
— Мои увлечения в первую очередь, конечно, живопись и графика. Больше всего меня увлекает изображение вымышленных персонажей, рождающихся в моей голове. Пишу стихи, посещал одно время клуб любителей поэзии и участвовал в «Театре драматических импровизаций», с удовольствием пел на концертах самодеятельности в общественно-культурном центре.
Родословная
Не каждый человек может гордиться такой родословной, как у Теймураза. И я не мог удержаться от подробностей. Послушаем художника:
— Отцовская линия — физики, материнская — лирики:
- Самсонидзе Георгий Георгиевич (1919 — 2001), доктор технических наук, профессор — мой дед;
- Самсонидзе Гурам Георгиевич (1952), кандидат технических наук, физик-теоретик — мой отец;
- Самсонидзе Георгий Гурамович (1976), доктор технических наук, физик-теоретик — мой брат;
- Самсонидзе Тамаз Георгиевич (1959) и Тенгиз Георгиевич (1951), радиофизик и биофизик, доктор технических наук, профессор — два брата моего отца;
- Самсонидзе Етери Николаевна (1923 — 2004), преподаватель физики в средней школе — моя бабушка;
- Белецкий Павел Кузьмич (1870-1933), писатель (см.краткую литературную энциклопедию том 1) — мой прадед;
- Белецкий Александр Павлович (1926 — 2002), художник-живописец (см.сайт АХ) — мой дед;
- Белецкая Людмила Александровна (1958), преподаватель ИЗО в средней школе — моя мать;
- Белецкая Людмила Алексеевна (1935), филолог (ЛГУ) — моя бабушка. Мною проиллюстрированы её 6 книжек малого формата прозы и стихов в период 2003 — 2011 гг под псевдонимом Александра Ястребова.
Теймураз Самсонидзе/ Санкт-Петербург, Россия
Понравилась запись? Поделитесь ею!