Земля Чувашии издревле славилась своими дубами. Дуб — дерево не только с крепкой плотной древесиной, но и редчайший долгожитель, он живёт 8—10 веков. Дерево прихотливое, растет только в экологически благоприятной зоне и на соответствующей почве.
Для чувашей дуб — дерево особое, символ верховного божества — Турă. Древние чуваши почитали дуб, обращались к нему с сокровенными просьбами и приносили ему жертву высокого ранга.Дуб на чувашском языке — юман.
Значительное место дуб занимает и в чувашском фольклоре: сложено много песен, легенд, стихов и сказок. В чувашской вышивке «древо жизни», несомненно, дуб. Чуваши до сих пор крепкого, здорового и сильного человека отождествляют именно с дубом.
Многие строительные инструменты изготавливались из этой породы дерева. Отец мне передал рубанок из дуба, сделанный когда-то его дедом. Вот он:
Из дуба мастерили и домашнюю мебель. При строительстве дома дуб шёл под основу, фундамент. Нижние венцы сруба непременно состояли из этого дерева из-за его устойчивости к влаге.
Также из дубовых галлов в старину изготавливали чернила.
Есть и другая традиция, которая сохранилась до сих пор. На могилах ставят именно массивные дубовые кресты. В могильной яме делают два уровня: основная широкая, и на месте гроба, поуже. Делается это потому, чтобы перед тем, как засыпать гроб с покойником землёй, чуть выше по ширине плотно укладывают расколотые дубовые бревна. Только потом засыпают землёй. Получается, что гроб с покойником остаётся в пустом пространстве, плотно закрытом дубом. Такой способ захоронения называется «с потолком». Эту традицию я не встречал больше нигде.
С чувашским дубом связано несколько важных исторических моментов.
Многие указы Петра I имели прямое отношение к лесам Чувашского края, нагорных дубрав. Историки утверждают, что чувашские дубы внесли весомый вклад в укрепление Российского государства: дуб использовался не только для российского флота, но и на градостроение, возведение и укрепление крепостей от Санкт-Петербурга до Азовского моря. Из здешних могучих приволжских дубов-богатырей по петровскому указу было построено не одно быстроходное судно. Петру I нужен свой большой военный и торговый флот. Необходимо было срочно строить корабли. Остро встал вопрос о корабельном лесе. Взоры Петра I устремились на Среднюю Волгу, покрытую дремучей дубравой. По царскому указу крестьян — татар, чувашей, марийцев, мордву и русских Симбирской, Воронежской, Нижегородской и Казанской губерний причислили к лашманам.
Лашманы (Laschmann, от нем. laschen — обрубать, отесывать, обделывать и Маnn — человек) — государственные крестьяне, участвующие в заготовке корабельного леса для постройки флота России.
До сих пор во многих чувашских селениях есть места, которые называют Лашман. Это слово так понравилось чувашам, что вошло в основной состав словарного фонда. Его использовали по отношению к целой деревне, оно стало мужским именем и символом могучей силы, названием улиц, рощ, оврагов, дорог. Если вы спросите у чуваша этимологию этого слова, он с полной уверенностью станет утверждать, что слово это исконно чувашское.
В Чувашии также встречается много селений, названия которых в переводе с чувашского, марийского означают «дубрава».
Согласно лесным законам, все ценные дубовые и сосновые леса Чувашии вдоль рек Волги, Суры, Алатыря и Булы были выделены в заповедные, так называемые «корабельные рощи», и приписаны к Санкт-Петербургскому Адмиралтейству.
В 1719-1725 гг. интенсивно застраивался Васильевский остров. По замыслу Петра I, он должен был стать центром столицы. При строительстве широко пользовались дубовым материалом, привезенным из Чувашии. В основном, дуб шёл на сваи в болотистый грунт города под фундаменты строений.
В 1731-1735 гг. в Чувашии велись первые посадки и посевы дуба. Растущие сегодня в северной части Чувашской республики старые дубы относятся как раз к посадкам того времени.
Из синодика Чебоксарского Троицкого монастыря узнаём, что в 1767 г. императрица Екатерина II, будучи в Чебоксарах, лично осматривала дубовые рощи.
Несмотря на массовую вырубку корабельного и строительного леса, в Чувашии на конец XVIII в. строевой лес занимал огромные территории.
В самом начале XX в. известный лесовод и исследователь леса в Чувашии Б.И. Гузовский писал, что в Ильинском лесничестве Казанской губернии «имеются дубовые посадки 130-140 л. возраста».
В советское время чувашский дуб широко использовался для изготовления мебели для ведомственных, правительственных учреждений, высших учебных заведений. В МГУ я заметил массивную, тяжёлую дубовую мебель. Неудивительно, что она была производства Шумерлинской мебельной фабрики. И в моём ВУЗе была мебель именно дубовая, производства этой же фабрики. Один такой дубовый стол вдвоём поднять практически невозможно, потому что он сделан только из массива. Простоит ещё не один век!
Увы, с приходом новой эпохи капитализма в нашей стране дубы начали снова вырубаться, но в сугубо коммерческих целях. В настоящее время в Чувашии дубов осталось мало.
Понравилась запись? Поделитесь ею!
Интересно про погребальный обычай – в самом деле чего только не бывает. Рубанок классный, такая память хорошая
Да, чего только не бывает на свете. У каждого народа обычаи свои.
А рубанок, безусловно, исторический. Семейная реликвия. Хранится бережно. Отец мне рассказывал о каком-то редком виде дуба, из которого сделан этот рубанок. Он называет его «синий дуб». А что за дуб такой — понятия не имею. Ищу материал.
Не слышал такие легенды, Андрей?
Спасибо за интересный рассказ! Использую его для подготовки с ребятами презентации о Чувашии. Мы как раз из Санкт-Петербурга. Теперь понятно, почему дома так крепко стоят – спасибо чувашскому дубу)
Елена, спасибо за интерес и внимание к данной теме. Рад был помочь!
Интересно: Вы из Санкт-Петербурга и готовите презентацию о Чувашии. Что смогли найти? А то материала у меня очень много.