12 иллюстраций к роману «Мастер и Маргарита»

 

Все иллюстрации переданы мне лично Александром Александровичем Курушиным и публикуются с его разрешения. Комментарии автора.

 

«Последний путь»

Последний путь Курушин Александр

 

— Большое значение я придавал названиям своих виршей, и даже думал над работой «Роль названия картины для процесса работы художника над произведением. По собственному опыту художника». Когда я начинал работать над картиной, или даже над этюдом, то важным моментом было придумывание название, а по сути — программы работы. Если название этюда удачное, то увеличивается вероятность перерастания её далее в работу. Примеры: Этюды «Путь Ильича», на котором изображён мостик через реку Турку в Ленинских Горках, «Камень на камень», с намёком на детские стихи «Камень на камень, кирпич на кирпич, умер наш Ленин Владимир Ильич», а также 12 моих работ по роману «Мастер и Маргарита».

Мне всегда были интересны названия, которые дают картинам художники, а также разница впечатления от картины и её названия. Передвижники давали названия очень близкие к содержанию: «Три медведя» Шишкина (которых как минимум 4), «Охотники на привале» Перова. А вот Рылов назвал работу с летящими гусями «Свежий ветер». Это уже более символично. Ведь это действительно ветер, который невозможно описать методами литературы.

А вот названия «Явление Христа народу» картины А. Иванова, или «Возвращение блудного сына» Рембрандта — эти названия ключевые для понимания того, над чем работал художник, что изображено на полотне.

«Последний путь» — это работа, толчок к созданию которой сделала неопубликованная часть романа «Мастер и Маргарита». Неопубликованная она была в 1980-х годах, к тому времени, когда я и начинал работать над этой серией.

Коротко говоря, в этом отрывке, или наброске, который сделал М. А. Булгаков, он задумал такую сцену: после командировки Воланда в Москву, он благополучно пересекает Москву-реку, и выбрасывает ненужное уже тело Берлиоза в Москву-реку.

Тогда я задумал нарисовать по крайней мере нескольких последних путей: здесь и Аврора, входящая в реку (тогда ходил анекдот, что пора загонять Аврору в Москву-реку, чтобы покончить с коммуняками), тут и пересекающиеся демонстрации.

В общем я решил создать пародию на конец света. А в качестве символической подписи нарисовал сверху себя, летящего на двух калькуляторах и держащегося за дверную ручку (дошёл до дверной ручки). Этот фрагмент был первым моим «творением» в годы обучения в аспирантуре МЭИ (Московский энергетический институт). Я нарисовал этот автопортрет и наклеил на дверь, чтобы друзья не дёргали дверную ручку, что было, поверьте, не редко.

Ну а Кот из свиты Воланда на картине отстреливается от наседающих демонстрантов. Кот был и у меня в аспирантские годы. Звали его, правда, не Бегемот, а Чингиз-хан. Но это был очень умный кот. Не любил он, правда, комендантшу аспирантского корпуса МЭИ.

 

«Седьмое доказательство»

Седьмое доказательство Курушин Александр
1984 г., 80 x 100 см. Холст, масло.

 

— Седьмое доказательство — по названию главы романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Одна из 12 работ, написанных в 1984-1992 года под влиянием прочтения романа.

Пожалуй, эта работа у меня стартовая, самая первая из этой серии. В 1981 году я пришёл в изостудию ДК МЭИ и познакомился с молодыми художниками, которые к МЭИ чаще всего отношения не имели.

Зато у нас был прекрасный преподаватель — Николай Михайлович. Приходил он тихо, часов в 8, садился и что-то чертил в свой блокнотик. Потом начинался разговор.

Так и я стал рисовать свой первый сюжет, в котором хотел изобразить и то, и то.

В общем Христа, о котором тогда можно было говорить только вполголоса.

Но Христос у меня получался какой-то артистичный, одетый во фрак и с дирижёрской палочкой.

А потом садился на 37-й трамвай и ехал домой. Оказалось — я рисую «иллюстрацию» к моему любимому роману! В общем, на этой картине всему место хватило: и Берлиозу без головы, и Бездомному с пистолетом, и Ленину в мавзолее. Но главное, когда мне пришла в голову мысль, — рисовать роман по главам, и назвать «Седьмое доказательство», — сразу дело пошло. Нужно было найти 7-е доказательство существования Христа!

Года через два, Любовь Евгеньевна спросила: а что Вы нарисовали?

Я принес ей «Седьмое доказательство». Она долго молча смотрела на картинку, вздыхала, и никак не могла найти связь между ней и «Поваром Николая Второго», как она меня называла.

 

«Полет»

Полет Курушин Александр
1986 г., 100 х 80 см. Холст, масло.

 

— Иллюстрация к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», одна из 12 работ в серии, выполненных в 1984-1992 года. Данная работа относится к последним главам романа, но носит обобщённый характер.

Намёк написать так последнюю сцену из романа «Мастер и Маргарита» — прощания, ухода, пришёл мне, пожалуй, после прочтения книги Павла Абрахама, моего друга. В те 80-е годы он был стажёром в МГУ, где занимался литературоведением. Вообще, можно сказать, что он был моим рецензентом, консультантом, зрителем и поклонником. Работы эти никто не видел лет 25. Из них лет 10 они хранились на балконах, чердаках, гаражах.

Свита Воланда летит против часовой стрелки, Мастер — по часовой. Маргарита прерывает водоворот. Мастер теряет роман, который остаётся людям на земле. Вот, пожалуй, что я помню на сегодняшний день из того, как рождалась эта картина.

Нет, я из себя не строю художника, но всё же — как любим мы первого ребенка, так и ценю я ту работу, что вложил в эту картину. Сколько сил было приложено, и водки выпито, чтобы вызволить её из гаража…

 

«Сон Никанора Ивановича»

Сон Никанора Ивановича Курушин Александр
1988 г., 100 х 80 см. Холст, масло.

 

— Никанор Босой — один из ярких негативных персонажей романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Хозяин нового времени, носитель «новой» морали он не прочь погреть руки щекотящей «валютой».

Это иллюстрация к роману «Мастер и Маргарита», и может это самая «смешная» иллюстрация. Писал я эту работу 25 лет, с перерывом лет в 10. Поэтому обои — денежные знаки с дедушкой Лениным, каковы были до Ельцинской эпохи.

В своих работах я использую нити всего романа, и даже больше. Так, всё началось с замечания в «Собачьем сердце»: «Рукопожатия отменяются!» Поэтому этот лозунг стал главной идеей Никанора Ивановича. Отменяются потому, что Никанор Иванович занят делом: то ли извлечением, то ли «захаванием» валюты. Заодно варится самогон.

В романе об этом ясно сказано: валютные операции. Так что в начале 90-х годов это было очень актуально.

Хотя не будем забывать: это сон Никанора Ивановича.

 

«Раздвоение Ивана»

Раздвоение Ивана Курушин Александр
1988 г., 80 х 100 см. Холст, масло.

 

— Иван Бездомный — главный герой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Раздвоение Ивана в доме скорби — это один из ключевых сцен романа. В данной иллюстрации дом скорби обобщён до концентрации мирового мрака.

Раздвоение Ивана — это художественный приём Булгакова, когда один герой появляется в двух видах, в двух местах. Иван Бездомный — главный герой романа «Мастер и Маргарита». Это не сразу становится понятно. Но такой приём, использованный Булгаковым. Главный герой открывает роман, и заканчивает его, прощаясь с читателем. Иван изменяется на протяжении романа сильнее, что кто бы то ни было. Он принимает крещение, попадает из сумасшедшего дома в нормальный мир, становится свидетелем «Второго пришествия».

Так что на этой картине — Иван отражается, и отражается «в параше» (пишу кратко, чтобы яснее было). А лицо Ивана из параши смотрит в небо, в вечность.

Относительно Дома скорби, в котором он встречается с Мастером, то я обобщил это понятие, и заменил на трехнаровую камеру. Как раз на картине момент, когда в камеру входит Мастер.

Конечно, этот «наворот» достоин критики, возражений. Но время создания этой работы ушло.

 

«Арест»

Арест Курушин Александр
1992 г., 100 х 75 см. Холст, масло.

 

— Одна из 12 работ — иллюстраций к роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Конец нехорошей квартиры.

Картина ареста банды Воланда описана в романе М. А. Булгаковым очень ярко. Так что ничего выдумывать не пришлось. Пожалуй, я добавил только росписи стен, используя работы В. М. Васнецова. Тогда «Арест» начинает связываться со «Страшным судом». Слева из подвальчика наблюдает за происходящим сам Воланд. Когда ему в руки я дал масло для художников, то сразу появилась, на мой взгляд, новая линия: Художник и Власть, над чем много думал М. А. Булгаков.

Пытался я заполнить пространство и «юмором» — всем этим монтёрам, шухтерам, матросам «Авроры». Отдавал дань времени.

 

«Последние похождения Коровьева и Бегемота»

Последние похождения Коровьева и Бегемота Курушин Александр
1988 г., 80 х 100 см. Холст, масло.

 

— После известных событий в Москве, Сеанса черной магии, встряски, пожаров и похорон, подручные Воланда — Коровьев и Бегемот решили отдохнуть и навестить ресторан Грибоедова. Конечно, их пропустили только при предъявлении Членских билетов…

На этой работе я решил изобразить два мира — мир избранных и мир «простых». И как хочется «простым» проникнуть в среду сильных мира сего, и что их там ожидает. В романе «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков изобразил МАССОЛИТ, где жили своей счастливой и насыщенной жизнью избранные писатели.

Дружинница — прототип наших ВОХРовцев, спрашивает пропуск у Коровьева и Бегемота, на что у них завязывается известная дискуссия о Достоевском.

 

«Сеанс в Варьете»

Сеанс в Варьете Курушин Александр
1986 г., 80 х 100 см. Холст, масло.

 

— Сеанс в Варьете — одна из ярких сатирических сцен романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Автор несколько «разрушил» временные рамки, и привнёс в неё мотивы времени, когда создавалось полотно.

В 1996 году я погрузил свои непризнанные картины на сильно подержанный Форд и тронулся в дальний путь — в Германию. Моя подруга и поклонница, Лида, которая тогда жила в Ганновере, сумела убедить местное общество дружбы «СССР-Германия», что есть в России один художник, работы которого будут интересны немцам, и организовали они по этому случаю приглашение.

Привёз в Германию 12 работ размером 1 метр на 80 см на машине, и этим, можно сказать, была перевернута часть моей художественной жизни.

Но в маленькой чёрной книжке остались следы этого перехода — от последней выставки к последующей жизни. Тест в ней на немецком языке, и сначала идет описание работ по «Мастеру и Маргарите», которые я считал (а может и считаю), главным что я «наваял». Эти «материалы» были подготовлены к пояснению работ, которые были представлены на выставке. Они датированы 1996 годом.

 

Художник из России.
А. Курушин родился в 1951 году в Казахстане. Сейчас он в третий раз в Германии, где он написал многочисленные пейзажи, портреты, натюрморты.
На настоящей выставке представлены работы, выполненным им в России и написанные в разных местах: Поволжье, Москва, Север, Средняя Азия.
Творчество художника имеет 2 аспекта: реализм, где художник основывается на реалистическом искусстве России, развитое особенно в конце XIX- начале XX века под влиянием французского импрессионизма, и философии сюрреализма, опирается на традиции русского жанра, русского авангарда и концептуализма.
Серия носит философский и сатирический характер, раскрывающее мощный сатирический заряд романа Михаила Булгакова — одного из крупнейших достижений русской литературы XX века. По сути, иллюстрации А. Курушина носят самостоятельный характер и вносят дополнительный аспект в понимание самого романа.

 

На сцене в театре Варьете свита Воланда устроила сеанс чёрной магии. Выманив женщин из зала подарками «из Парижу», они загипнотизировали их и раздели догола. Женщины уже об этом нисколько не знают и радостно получают презенты Воланда.

В центре — Мастер и Маргарита. В ложах поют песню «Славное море – священный Байкал». Крайний слева, наблюдает за сеансом — автор романа М. А. Булгаков.

 

«Бал при свечах»

Бал при свечах Курушин Александр
1986 г., 80 х 100 см. Холст, масло.

 

— Работа «Бал при свечах» написана в годы Перелома-перестройки. Поэтому она впитала в себя то время фатальной неизбежности, а может быть даже краха. На картине — бесконечное пространство, в ключевой точке которой расположились слуги Воланда и проверяют идущих-ползущих на предмет достойного пропуска в светлое будущее.

В этой картине я «замахнулся на классика нашего Вильяма Шекспира».

Решил изобразить весь советский народ.

По бесконечным горам растянулась колонна советских людей, причём впереди идут герои — коммунисты во главе с голым королём (в нем я «зашифровал» классика нашего того времени) — Мишей Горбачевым, а замыкают колонну — толпы нищих и обездоленных. Фокус заключается в том, что откуда вышли, туда и пришли.

Кот проверяет паспорт Горбачева. Так сказать, знаем мы это отделение милиции, вечно там кому попало паспорта дают и штампы ставят. Свита Воланда играет в карты. На будущее, на верное направление пути. Антипод Горбачева, Азазелло, принимает его облик и контролирует секундомер. Как и во многих других местах, в одних шеренгах стоит высокое и низкое, святое и низменное.

 

«Несение креста»

Несение креста Курушин Александр
1988 г., 100 х 75 см. Холст, масло.

 

— Работа является иллюстрацией не только к роману «Мастер и Маргарита», не только жизни М. А. Булгакова, но к творцам вообще. Несение креста — все, кто претендует на познание человеческой души, — несёт крест.

Традиционная тема в живописи. Эту тему поднимали Дюрер, Брейгель, вообще все художники, а они все касались христианской темы. Тема решается глобально: каждый человек несёт свой крест с Христом. В первом ряду писатели, поэты, чья трагическая судьба стоит в ряду судьбы М. А. Булгакова.

Картина по построению близка к русской иконе Илья Пророка, однако в качестве пророка выступает Воланд, управляющий порочными антиподами ангелов, сидящих на теле Христа.

Снизу угадывается котлован, в очертаниях которого угадывается контуры Храма Христа Спасителя, разрушенного большевиками в 1937 году. И восстановленного в 1996 году.

 

«Крещение Ивана»

Крещение Ивана Курушин Александр

 

— Иван Бездомный, главный герой романа, в какой-то момент преследования Воланда получает решительную душевную встряску и уверывает в высшие силы. Как раз в том месте, где был Храм Христа Спасителя, Булгаков организует купание, а точнее, крещение Ивана Бездомного, после чего у него, голого, остаётся только бумажная иконка, с которой он бежит в дом Грибоедова, останавливая безумное буйство по случаю убийства Берлиоза…

Художник решил синхронизовать это важнейшее событие Бездомного со взрывом храма Христа Спасителя в Москве. Присутствуют и другие реалии тех 30-х годов.

 

«Сошествие»

Сошествие Курушин Александр
1988 г., 100 х 75 см. Холст, масло.

 

— Одна из 12 работ — иллюстраций к роману «Мастер и Маргарита». Как и в других работах, здесь показывается одна из линий романа — взаимодействие древних и современных глав. Манера письма «Сошествия» восходит к иконописным канонам.

Эта картина раскрывает структуру романа «Мастер и Маргарита», в котором Ершалаимские, древние главы тесно связаны и переплетены с Московскими главами. Библейские горы и берега моря образуют песочные часы. В центре которых находится Христос. Внизу в дырявой лодке – члены писательской организации МАССОЛИТ, и управляет этой лодкой — пират-посланник Воланда с козлиной ногой в качестве флага.

Справа знаменитая скамейка с философствующей троицей, слева — симметрично — Мастер и Маргарита.

По времени эта картина написана позже остальных 11 картин, которые предлагаются вашему вниманию.


 

Знакомство с Александром Александровичем Курушиным


Александр Александрович Курушин
Александр Александрович Курушин.

 

С Александром Александровичем Курушиным я дружу с осени 2011 года. Человек-легенда, хранитель уникального архива Булгакова. Дружил со второй женой писателя Михаила Булгакова Любовью Белозерской. Один из первых, кто сделал иллюстрации к роману «Мастер и Маргарита».

Человек весьма интересный в общении, открытый. Удивительно, что до сих пор не взял у него интервью (а водки сколько было вместе выпито!).

Курушин Александр Александрович родился 7 августа 1951 г. в Казахстане. В 1955 г. семья переехала в г. Кара-Балта Киргизской ССР, где в 1966 г. он закончил 8 классов Кара-Балтинской средней школы. Увлекался рисованием, был редактором стенгазеты, под руководством учителя сделал первые шаги в масляной живописи.

С 1966 по 1966 г. учился в Алма-Атинском техникуме связи, с 1970 по 1972 служил в рядах Советской Армии.

В 1972 г. поступил, а в 1979 г. окончил Московский энергетический институт (МЭИ). Кандидат технических наук, доцент.

Во время учебы, а также во время учебы в аспирантуре работал в Изостудии МЭИ под руководством члена МОСХ Ротанова Николая Михайловича. Живописи учился также у известного московского художника Виктора Васильевича Прокофьева.

 

Курушин Александр

 

С 1984 года принимал участие в литературном процессе, был руководителем московского литературного клуба «Феникс» им. М. А. Булгакова. К 1991 году подготовил серию живописных работ по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», которые представил на юбилейную выставку к 100-летию со дня рождения писателя. Эти работы были оценены Золотой медалью ВДНХ.

С 1989 года активно работал в области пейзажа и портрета, освоил теоретические основы цвета в живописи и технику акварельной и масляной живописи. Написал около 500 живописных работ, в которых использовал импрессионистическое видение живописного произведения.

С 1992 года предпринимал многочисленные путешествия по странам Европы и Азии, откуда привез многочисленные этюды. Так, в его коллекции городские, деревенские, горные и лесные пейзажи, портреты из Китая, Южной Кореи, Средней Азии, Германии, Чехии, а также Средней полосы России и Севера России. Особая страсть художника – писать пейзажи, связанные с историческими событиями.

 

Пленэр Курушин Александр

 

В 1994-1995 году работал в Изостудии ЦДЖ, а в 1995 году окончил курсы иконописи.

Основными своими работами считает серию живописных работ (100 x 80 см) по роману «Мастер и Маргарита», а также серию по детским воспоминаниям. Примерно 10 работ пока не завершены. Как режиссёр, создал фильм, реализованный на мультимедийной основе (компьютерный слайд-фильм) «Михаил Булгаков. Страницы жизни», в которые включил свои живописные работы. Работая в Академии Образования в качестве ведущего научного сотрудника, подготовил учебное пособие для учителей рисования сельских школ. Автор нескольких прозаических сборников.

Как преподаватель высшей школы, издал 15 научных книг, опубликовал более 100 научных статей в области радиофизики.

 

Кот Бегемот

 

Член Творческого Союза Художников (Малая Грузинская) с 1991 г, Союза Художников России с 2007 г, член изостудии Дома Ученых (Москва). Участник многочисленных выставок, в т.ч. международных и всероссийских.

В 1996 году в городе Нюрнберг (Германия) прошла его персональная выставка (75 работ).

15 работ художника находятся на хранениях в музеях России.

По содержанию работ, в своих творческих композициях склонен к использованию литературного содержания и философского смысла. В пейзажных работах склонен к выбору нестандартных ракурсов, цветовых решений, поиску согласования по цвету, рисунку и выбору напряженного эмоционального содержания. Предпочитает динамичные работы, нестандартные цветовые решения. В лучших работах краска остается чистой и дает интересную картину взаимодействия цветовых пятен.

 

Выражаю глубокую благодарность и признательность Александру Александровичу за предоставленные материалы и комментарии к иллюстрациям. За чудный и удивительный мир Булгакова. Жму крепко руку, «тёзка» (как Вы любите меня называть).

 

Александр Александрович Курушин/ Москва, Россия

Страница Александра Курушина на Проза.ру
Профиль Александра Курушина в Фейсбуке


Понравилась запись? Поделитесь ею!


Рекомендуемые записки.

Privacy Preference Center